За последние годы во многих странах произошла модернизация ходовой части подвижного состава железных дорог. Буксовые узлы с роликовыми подшипниками были заменены на кассетные подшипники. Такая замена потребовала серьезных капиталовложений и суммы, затраченные на переоснащение вагонов, измеряются десятками миллионов долларов. Китай полностью перешел на кассетные узлы всего за 3 года, а США завершит переоснащение в следующем году. Начали постепенно менять роликовые опоры на кассетные и у нас в стране. Какой эффект получают организации, эксплуатирующие подвижной состав, от такой замены?
В первую очередь, нужно сказать, что срок службы качественного кассетного подшипника составляет 16 лет. Роликовый подшипник, даже самый лучший, редко выдерживает более 3 лет работы. Совершенно очевидно, что пока используется кассетная опора, придется сменить не менее 5 обычных подшипников. Некоторые производители, такие как SKF, гарантируют своим кассетным моделям пробег до 800 тыс. километров. Такую долговечность не может предложить ни одна марка роликовых подшипников в буксах.
Замена роликовых подшипников на кассетные – это вопрос не только стоимости обслуживания вагонов, но и безопасности железнодорожных перевозок. Согласно статистике, при использовании роликовых опор на каждую 1000 вагонов приходится 35 неисправностей, влекущих отцепку. В случае же с кассетными подшипниковыми узлами таких отцепок на 1000 вагонов случается всего 7.
Еще один повод отказаться от роликовых опор в пользу кассетных – скоростные характеристики последних. Новые модели железнодорожных кассетных подшипников дают возможность составу развивать скорость до 200 км/час. Роликовые узлы не могут обеспечить достаточный уровень надежности даже при 120 км/час.
Обслуживание вагонов с кассетными подшипниками значительно упрощается. Новые опоры поступают от производителя в полном сборе, со всеми уплотнениями и полностью заправленные смазкой. Остается только правильно выполнить их установку и следить за состоянием в процессе эксплуатации. Два подшипника нового типа устанавливаются на колесную пару всего за 2-3 минуты. Кассетный узел имеет массу 55 кг. Что почти в 2 раза меньше буксового, масса которого составляет 105 кг. Это важно как при монтаже, так и при обслуживании. Букса требует больше смазочного материала, ресурс которого в таком узле очень невелик.