Одним из важнейших условий эффективной и продолжительной эксплуатации подшипника в машиностроении является правильное определение его посадки. При этом учитываются такие факторы как тип и направление усилий, действующих на опору, точность детали, частота вращения. Также обращают внимание на подвижность или статичность того или иного кольца, то есть закреплено оно жестко или с люфтом.
В машиностроении, при малых и средних нагрузках, обычно используют класс точности 0. Если требуется особо высокая точность, то используют подшипники с 6 классом. В узлах, вращающихся с большими частотами, устанавливают опоры 5 и 4 класса. 2 класс применяют крайне редко, можно сказать, в виде исключения. При выборе класса точности учитывают не только частоту, но и условия эксплуатации узла вращения.
Подшипники обычно нагреваются в процессе работы сильнее чем другие части механизмов, в частности вал и корпус. Это способствует постепенному ослаблению их посадки. При повышении температуры расширяются и уплотнения, трение которых о кольца еще больше способствуют нагреванию детали.
При выборе посадки подшипника обращают внимание на три вида нагрузок:
Вращающаяся. При свободной посадке внутреннее кольцо может прокручивать под действием нагрузки. Это может спровоцировать такие негативные явления как контактная коррозия и перегрев подшипника. Чтобы этого избежать, деталь устанавливают с натягом.
Статичная. В этом случае кольцо и действующая на него нагрузка неподвижны или совершают обороты с одинаковой скоростью, то есть статичны относительно друг друга. В таком случае прокручивание не возникает и в натяге нет необходимости.
Произвольная. Нагрузка с переменными значениями, сопровождающаяся вибрациями и пиковыми повышениями. Это одно из наиболее опасных условий эксплуатации подшипника, вызывающее его преждевременный износ при малейших ошибках монтажа. В таких случаях внутреннее и внешнее кольца опоры вращения необходимо устанавливать с натягом.
При выборе посадки нужно учитывать и то, что она не должна вызывать повреждений подшипника или деформаций его колец. Дефекты возникают не всегда из-за ошибок монтажа – часто в этом виновато несовершенство поверхности вала или недочеты в посадочном месте корпуса механизма. Поэтому перед сборкой узла важно оценить качество посадочных мест и при необходимости провести работы по их подготовке. Также следует учесть, что если корпус механизма имеет тонкие стенки, посадка кольца должна быть максимально жесткой. При работе с корпусами из стали и чугуна требования к посадкам могут отличаться от тех, что действуют в отношении корпусов из более мягких металлов и сплавов.