В судостроении подшипники качения и скольжения используются в десятках разных машин и механизмов. Опоры качения присутствуют в силовых агрегатах и устройствах отбора мощности, в редукторах, подруливающем оборудовании, в лебедках и насосах. Из-за специфики устройства и эксплуатации плавсредств, доступ к многим подшипникам затруднен, поэтому их ремонт или замена сопряжены с серьезными трудозатратами и финансовыми расходами. В связи с этим, профилактика и ранняя диагностика проблем, связанных с опорами, очень перспективны с точки зрения снижения ремонтных простоев техники и уменьшения затрат на ее обслуживание. Мы выбрали пять наиболее типичных поломок судовых подшипников, которые можно предотвратить без особого труда.
Повреждения, вызванные электрическим током
Неисправности такого плана возникают в результате прохождения электротока через кольца и тела качения. Наиболее типичный случай – проход тока от одного из колец, через шарики или ролики к другому кольцу. Действие тока неблагоприятно сказывается, в первую очередь, на состоянии дорожек. Элементы качения также уязвимы для такого воздействия, хотя и в меньшей степени. Наиболее непредсказуемое действие электричество может оказать на смазочные материалы. Предугадать, как изменятся свойства смазки того или иного химического состава, очень сложно.
Чтобы избежать поломок, связанных с электрическим током, рекомендуется использовать гибридные подшипники или опоры в токоизолированном исполнении. Как показывает опыт, этот способ гораздо более эффективен, чем мероприятия по электроизоляции вала или корпуса механизма. Затратная часть в таком случае уменьшается в несколько раз, а ресурс опорного узла возрастает.
Неправильно подобранная смазка
Смазочный материал для подшипников должен быть не только качественным, но и правильно подобранным с учетом особенностей условий эксплуатации механизма. На кораблях и судах это особенно важно из-за массы негативных воздействий: повышенная влажность, химическая агрессия, перепады температур. Одним из ключевых моментов при выборе смазки для опор судовых подшипников является вязкость. Рекомендуется использовать более вязкие виды смазок, так как это помогает избежать негативных последствий попадания в узел вращения воды и абразивных частиц.
Известно, что капли жидкости, как и твердые элементы загрязнений, оказавшись между парами трения, утончают смазочную пленку вплоть до ее разрыва. Из-за этого коэффициент трения неконтролируемо растет, что приводит к серьезному снижению ресурса подшипника. Играет важную роль и такой фактор как периодичность смазки. Современные системы автоматизированной смазки позволяют запрограммировать подачу точного количества материала в подшипник в нужное время без вмешательства человека. В тех случаях, когда необходимо обслуживать десятки и даже сотни опор, альтернативы у такого решения просто нет.
Вибрации и удары
Избежать вибраций на судне невозможно, поэтому этот вид нагрузки чаще других приводит к повреждению подшипников. Удары и вибрации способны деформировать дорожки, уплотнения, сепараторы и даже тела качения. Особенно возрастает риск при возникновении нештатных ситуаций или при работе машин с предельной нагрузкой. Кроме этого известно, что вибрации негативно действуют даже на остановленные механизмы. Такое повреждение как ложное бринеллирование становится следствием ударов тел качения о поверхность дорожки при остановленном вале. Часто эта проблема возникает из-за вибраций, создаваемых соседним, работающим агрегатом. Бороться с этим явлением можно лишь правильной установкой подшипников и их надежной фиксацией при остановленной машине или транспортировке.
Превышение допустимых нагрузок
Соблюдение требований производителя при эксплуатации подшипников – одно из важных условий продуктивной и длительной работы узла. Подбор опоры строго в соответствии с предусмотренной техническими характеристиками нагрузкой поможет продлить ресурс изделия и снизит затраты на обслуживание механизма. Нужно учитывать, что используемые на судах агрегаты нередко работают в экстремальных режимах и лучше выбирать подшипник с запасом. Лучше всего выдерживают работу с нагрузками, приближенными к максимальным, подшипники, устанавливаемые с преднатягом.
Неправильный монтаж
Небрежно выполненный монтаж опоры, как и установка детали с нарушениями, могут привести к разбалансировке узла в ходе работы, его перегрузке и перегреву. Как результат – на поверхности дорожек качения опоры появляются вмятины и трещины, а иногда и очаги с измененной структурой металла, приводящие к разрушению элементов детали. Современные приборы контроля позволяют с высокой точностью определить отклонения от соосности при монтаже подшипников любого типа, размера и назначения. Помогают избежать случайных ошибок и профессиональные инструменты для установки изделия на вал, такие как съемники, втулки, механические и гидравлические прессы. На судне часто приходится менять подшипник вне базы, в «полевых условиях», поэтому полный комплект приспособлений для работы с подшипниками должен обязательно быть в распоряжении механиков.