Современные машины рассчитаны на долгие годы интенсивной эксплуатации. Особенно это касается авиации, военной техники и атомной энергетики. Самолет, тягач или танк, которым исполнилось 30-40 лет, при надлежащем обслуживании, могут эксплуатироваться без ограничений, но с каждым годом поддерживать такую технику в рабочем состоянии все сложнее и сложнее из-за отсутствия оригинальных запчастей. Еще большей проблемой становится ремонт агрегатов атомных станций, например, системы, погружающей регулирующий реакцию стержень в корпус реактора. Эти сложные и очень ответственные механизмы используют сертифицированные подшипники, выпускавшиеся по госзаказу 1-2 предприятиями СССР и теперь каждая их замена превращается в настоящий квест. Специалисты называют такую ситуацию «моральным износом» и с каждым годом она становится все более напряженной.
Моральный износ: суть проблемы
Поставки механических узлов, в том числе подшипников, для техники, выпущенной много лет назад, могут вызвать серьезные затруднения даже у крупной и не ограниченной в финансах организации. Дело в том, что производитель оригинальной детали мог давно прекратить свое существование, перепрофилироваться и даже стать частью зарубежного концерна. Бывает и так, что компания не хочет выпускать подшипник давно снятой с производства модели партией менее 1000 штук, так как ему это не выгодно. Что поделать – он имеет на это право, ведь у нас царит рыночная экономика.
Бывают и другие причины, по которым опоры не хотят выпускать ни крупными, ни мелкими партиями. Это может быть связано с необходимостью применять особые материалы или использовать технологии, для которых нужно выполнить переоснащение производства. Если для ремонта техники нужно 10-20 таких устаревших подшипников в год, то это может стать серьезной проблемой для ее владельцев.
Решение проблемы дефицита деталей
Решается проблема морального износа двумя способами. Первый – модернизация техники с оптимизацией узлов вращения под имеющиеся в ассортименте опоры. Иногда такое переоснащение можно выполнить силами служб эксплуатации, а бывает и так, что нужно задействовать производителя. Второй способ – это поиск постоянного поставщика, который готов выпускать опоры небольшими партиями 20-500 штук в год. Существуют компании, которые специализируются именно на таком штучном и мелкосерийном производстве, но, к сожалению, почти все они находятся за рубежом.
Робин Кайт (Robin Kyte), возглавляющий отдел продаж британской компании Barden Corporation, как никто другой знаком с проблемой морального износа подшипников. Его компания – одна из немногих в Великобритании, предлагает изготовление прецизионных опор вращения для ответственных механизмов.
«В Европе и в Великобритании в том числе, существует реальная проблема устаревших подшипников, в основном в аэрокосмической и энергетической отрасли. Сегодня достаточно быть владельцем оборудования, которому более 25 лет, чтобы на себе почувствовать что такое поиск нужного подшипника» - так описывает ситуацию в Европе господин Кайт. Компания Barden, если это нужно, готова выпустить даже одну деталь по индивидуальному заказу, но таких фирм в Европе, да и в мире, совсем немного. Из-за этого производственные мощности английской компании загружены максимально и срок выполнения заказа может доходить до 3-4 месяцев.
Робин Кайт считает, что проблема морального износа подшипников, с которой столкнутся люди через 20-30 лет назад, должна решаться уже сейчас. Barden Corporation проводит политику, направленную на борьбу с этим неприятным явлением. Бренд производит подшипники для авиационной отрасли, строго соблюдая нормы и стандарты, а также сохраняя данные о каждой эксклюзивной детали в своей компьютерной базе. В следующий раз, когда нужна будет опора, клиент просто сможет назвать номер своего узла и компания изготовит его снова.
Кайт также сообщил, что некоторые особо ответственные клиенты Barden своими глазами хотят убедиться в том, что заказанная ими опора на самом деле полностью отвечает характеристикам оригинала. Особенно это касается смазывания опор, которое играет ключевую роль в прецизионных опорах авиационной отрасли и атомной энергетики. Поэтому специалисты от заказчиков постоянные гости в цехах британской компании.
Ответственный подход, предложенный Barden, поможет избавиться от опасных импровизаций, когда потребитель, не имея выхода, подбирает аналог из имеющихся в наличии моделей, не углубляясь в детали. При этом нередко игнорируются свойства материалов, нюансы конструкции и очень часто – требования к смазке. В этом случае риски при эксплуатации авиационной техники и атомных установок вырастают в несколько раз. К сожалению, такой подход многие считают оправданным, так как подшипники, созданные малыми партиями, обходятся недешево.