Хороший технический специалист, имеющий по роду своей деятельности дело с механизмами, обязательно должен ориентироваться в подшипниках. Огромный ассортимент опор вращения, представленный на мировом рынке, максимально усложняет эту задачу. Но зная общепринятую классификацию подшипников, можно без проблем разобраться с любым опорным узлом, даже самым экзотическим.
Конструкция подшипников
По типу конструкции подшипники делятся на три большие группы: качения, скольжения и линейного перемещения. Каждый из этих типов имеет более точные классификации, в которых учитываются форма и количество рядов тел качения, способность выдерживать нагрузки, материал и многое другое. Среди подшипников качения различают шариковые, роликовые и сочетающие два типа тел качения комбинированные узлы. По количеству рядов различают такие детали:
Однорядные;
Двухрядные;
Многорядные.
Особняком стоят игольчатые опоры, которые формально можно отнести к роликовым, но это будет не совсем правильно. Подшипники с длинными роликами используют другой принцип работы, так как снижение трения в них происходит за счет слоя смазки, а не благодаря вращению роликов. В связи с этим специалисты выделяют их в особую группу.
Подшипники скольжения имеют меньше типов конструкций. Их делят на две основные группы: втулки и шарнирные опоры. Что касается линейных подшипников, то они используют совсем другой способ работы – они обеспечивают перемещение вала или рельса в продольном направлении. Эти детали выпускают как с телами качения, так и с принципом скользящей втулки.
Способность воспринимать нагрузки
Каждый подшипник, независимо от габаритов и конструкции, рассчитан лишь на определенный вид усилий. Опоры, предназначенные для нагрузок, направленных вдоль вала, называются упорными. Радиальные подшипники – это детали, способные выдерживать силы, приложенные перпендикулярно оси вала. Изделия, которые работают с комбинированными нагрузками, называют радиально-упорными или упорно-радиальными, в зависимости от того, какое направление нагрузки является преобладающим.
Опоры качения также могут называть цилиндрическими или коническими. В первом случае речь идет о радиальных подшипниках, имеющих компоновку в форме цилиндра. Конические узлы качения оснащены кольцами с дорожками качения, расположенными под углом к оси детали и рабочего вала. Это модели для комбинированных нагрузок и чем больше угол наклона дорожек, тем лучше подшипник воспринимает осевые силы.
В отдельную группу выделяют сферические подшипники, способные компенсировать перекосы и провисания вала, за счет смещения внутреннего кольца с телами качения, относительно внешнего.
Подшипники со специальными возможностями
Области применения подшипников безграничны, поэтому их выпускают во множестве разных исполнений. Большим спросом пользуются закрытые модели, защищенные от внешних факторов с торцов уплотнениями. Производят для специального применения подшипниковые корпусные узлы, опорные ролики, термостойкие подшипники, а также гибридные продукты, в которых используются разные сочетания материалов, например металл и керамика, металл и полимеры.
Углублять в классификацию подшипников можно бесконечно, так как любая особенность этой детали, например, отсутствие сепаратора или внутреннего кольца, выделяет продукт в особую категорию. Учитывают при этом и второстепенные признаки, например, сборную конструкцию, способ монтажа и смазки, а также взаимодействие с внешней средой, такое как стойкость к коррозии или воздействию кислот.