Подшипники качения – это широко распространенный в современной механике вид опор вращающихся или качающихся деталей машин и механизмов. По сравнению с подшипниками скольжения, этот тип продукции имеет ряд важных преимуществ, среди которых важнейшими является низкий коэффициент трения, простое обслуживание, низкий расход смазки и более продолжительный срок службы.
Большинство деталей выдвигают лишь требования к качеству установки,но есть и такие, которые требуют дополнительной отладки. Конический подшипник для того, чтобы его работа была максимально эффективной, нуждается в регулировке. Этот процесс подразумевает изменения зазоров и создание предварительного натяга, согласно расчетной величине. Установка и настройка подшипников качения – это ответственная задача, которую можно доверить лишь квалифицированному специалисту.
Осмотр и регулировка подшипников
Необходимость в регулировке подшипника возникает в связи с тем, что зазоры и упругие деформации, возникающие при его эксплуатации, вызывают под действием нагрузок вибрации, направленные как радиально, так и вдоль оси вращения. Также возможны непредсказуемые ударные нагрузки, способные вызвать повреждения детали. Эти явления могут быть опасными и поэтому перед первым запуском механизма требуется тщательный предварительный осмотр на предмет того, нуждается ли подшипниковый узел в регулировке. Контроль подшипников качения включает в себя следующие операции:
- Визуальный осмотр;
- Проверка на легкость и бесшумность вращения;
- Инструментальные замеры, определяющие радиальный и осевой зазор;
- Измерение диаметров колец.
После проведения комплекса мероприятий по осмотру, принимается решение о выполнении тех или иных действий, связанных с регулировкой параметров детали. Сборка узла без итоговой проверки и регулировки может привести к снижению эффективности изделия и ее быстрому выходу из строя.
Важным моментом подготовки к работе является создание предварительного натяга. Этот способ регулировки подразумевает обеспечение определенной осевой нагрузки, компенсирующей зазоры, а также обеспечивающей упругую деформацию которая максимально задействует каждое тело качения в изделии и препятствует проскальзыванию при работе. Предварительный натяг создается двумя основными способами:
- С использованием подобранной по толщине прокладки, устанавливаемой между кольцами;
- Нажатием на наружное кольцо пружиной витого или тарельчатого типа, при зафиксированном внутреннем кольце.
Чтобы изменить зазор, радиально-упорный подшипник в корпусе уплотняют металлическими прокладками различной толщины, которые располагают под фланцами крышек. Прокладки поставляются в наборах и имеют толщину от 0,1 до 0,8 мм. Также используют для регулировки зазоров регулировочные винты.
Требования к монтажу и демонтажу
Для того, чтобы шариковый или роликовый подшипник требовал минимум регулировки, существует ряд требований, которые относятся как к самому изделию, так и его посадочному месту. В первую очередь нужно помнить, что сборка узла должна выполняться после тщательной очистки, просушки и смазки подшипника и вала. Также важно убедиться, что тип продукта, а также его размеры точно соответствуют проектным и фактическим.
При монтаже важно избегать передачи любых усилий через тела качения, особенно при запрессовке. Рекомендуется запрессовка с использованием специального стакана, который позволит равномерно распределить нагрузку. Выполняя установку подшипника, нужно позаботиться о том, чтобы во внутренний объем не попал мусор или влага. Одной из важнейших целей при выполнении монтажных работ, является обеспечение соосности подшипника и рабочего вала.
Демонтаж подшипника должен осуществляться без повреждений самой детали и особенно вала. Рекомендуется использовать специальные съемники с демонтажными кольцами или полукольцами, или съемником с трехтяговым винтом. Чтобы уберечь посадочное место от случайных повреждений, узел перед разборкой предварительно подогревают минеральным маслом с температурой не более 100° С.
Работоспособность подшипников качения
Помимо обычных требований к работоспособности подшипника, такими как его качество и соответствие параметрам, пригодность узла к эксплуатации определяется и его состоянием. Неработоспособными могут быть признаны изделия, имеющие следующие признаки:
- Выкрашивание рабочих поверхностей, произошедшее вследствие усталости материала;
- Деформации, присутствующие на дорожках качения;
- Задиры поверхностей, связанные с неверно выбранными при регулировке зазорами и натягом;
- Разрушение колец, сепараторов и тел качения.
Из вышеперечисленных признаков можно сделать вывод, что основными критериями работоспособности любого подшипника качения являются правильно выбранный натяг и зазоры, а также долговечность по выкрашиванию, связанному с усталостью и деформациям от рабочих нагрузок.
Купить подшипники качения на Rospromsnab
Если вы заметили, что колесо вашего автомобиля при вращении издает посторонний звук или производственное оборудование начало работать с лишним шумом и вибрацией, то, почти наверняка, вам необходима замена подшипника. Наш интернет магазин предлагает отличный выбор продукции для самого различного применения от известных у нас в стране и во всем мире производителей. Если вам нужен радиальный, упорный или комбинированный подшипник качения, то в нашем каталоге вы сможете найти лучшие решения по оптимальной цене с гарантией от производителя и доставкой в любой регион России.