В основе большинства механизмов лежит привод, крутящий момент от которого передается к рабочему механизму посредством вала. Эта часть трансмиссии может иметь значительную протяженность и нередко требуется ее сопряжение с другими валами, как соосными, так и расположенными под разными углами. Для этих целей устанавливают соединительные муфты разных конструкций.
Как работают соединительные муфты
При постоянной частоте оборотов вала крутящий момент передается муфтами практически без потерь. Но в случае, если эта характеристика изменяется, происходит поглощение части энергии соединением. Это связано с силами упругой деформации, работающими в материале соединительной муфты. Этот нюанс учитывают при выборе детали, а точнее характеристик сплава, из которого она изготовлена.
Как мы уже говорили, соединительные муфты могут сопрягать не только соосные валы. В зависимости от особенностей трансмиссии используют цельные муфты или состоящие из двух полумуфт. Выбор зависит от того, насколько жестким или, наоборот, подвижным должно быть соединение. Используемые в современных машинах детали могут выдерживать скорости вращения до 30 тыс. об/минуту при номинальном крутящем моменте до 600 Нм. Производители предлагают широкий ассортимент продуктов разной конструкции и размеров, поэтому проблем при соединении валов любого типа и габаритов, как правило, не возникает.
Типы соединительных муфт
Соединительные муфты используются во всех сферах деятельности человека, где есть необходимость передать крутящий момент на расстояние или под углом. Поэтому были созданы разные конструктивные решения, эффективные в тех или иных условиях. Сегодня в механике известны десятки типов муфт, но наиболее востребованными являются восемь:
Жесткая муфта. Деталь с цельным корпусом, обеспечивающая передачу момента без потерь. Применяется исключительно с валами, расположенными соосно.
Шарнирная муфта. Включает в себя две полумуфты, объединенные карданной крестовиной. Конструкция обеспечивает валам высокую свободу перемещения.
Муфта кулачковая с внутренней звездочкой. Кулачки полумуфт оснащены зубьями, направленными навстречу друг другу. Между ними находится звездочка из прочного, но при этом упругого материала. Рывки, вызванные неравномерным вращением вала, гасятся за счет свойств материала звездочки. Работает при небольших отклонениях от соосности.
Кулачково-дисковая муфта. Также состоит из полумуфт, имеющих радиальные ребра. Посередине расположен эластичный диск из полимера, в котором предусмотрены выемки для кулачков. Конструкция допускает смещения диска относительно полумуфт, поэтому небольшое отклонение от соосности допустимо.
Муфта сильфонная. Представляет собой гофрированную трубку, имеющую хорошую жесткость, но при этом изгибающуюся и изменяющую свою длину. Обеспечивает соединение несоосных валов, которые также могут смещаться вдоль оси (осевой люфт).
Муфта разрезная. Тело такого узла имеет поперечные разрезы. Они дают ей деформироваться в определенных пределах и воспринимать несущественный перекос. В отличие от сильфонных муфт, разрезные не допускают осевых люфтов.
Муфта мембранная. Две полумуфты этого изделия сочленены посредством гибких стальных пластин с пальцами. Один конец пальца закреплен на полумуфте, а другой может двигаться в отверстии, расположенном напротив. Благодаря этому достигается компенсация изгибов при относительно высокой жесткости для крутящего момента.
Гибкая муфта системы Paguflex. Для соединения полумуфт используется гибкий полимерный элемент, обеспечивающий электрическую изоляцию и компенсирующий небольшие угловые перекосы. Также гибкие муфты могут сжиматься и растягиваться при осевом люфте валов.
Выбор муфты для использования в том или ином случае зависит, в первую очередь, от того, в каком направлении необходимо гарантировать жесткость соединения, а в каком, наоборот, свободу. Учитываются также и величина крутящего момента, скорость и другие факторы, действующие на вращающуюся часть механизма.