В современном машиностроении понятие зазор подшипника определяется как расстояние смещения между осями наружного и внутреннего колец, без приложения к изделию нагрузки. Наличие зазоров в подшипниках необходимо для нормальной работы детали, но при этом их величина не должна превышать допустимые значения.
Классификация зазоров в подшипниках
Существует два типа зазоров: осевой и радиальный. В терминологии механиков осевой зазор подшипника – это смещение элементов изделия в осевом направлении, а радиальный, соответственно, в радиальном. Без зазоров эффективная работа подшипника невозможна, так как допуски необходимы для установки изделия, компенсации изменений при температурном сжатии и расширении, а также для компенсации смещения подшипника по отношению к другим деталям механизма.
В подшипниках, изготовленных в соответствии со стандартом ISO, радиальный зазор подшипника строго регламентируется, в то время как к осевому зазору у производителей обычно нет никаких комментариев. Осевой зазор, также называемый специалистами «натягом», в подшипниках формируется в процессе монтажа и его величина зависит непосредственно от способа установки и расположения подшипников одного комплекта.
Радиальные зазоры делят на три типа: начальный, посадочный и рабочий. Величина начального зазора зависит от производителя. Посадочный – это результат установки детали, а рабочий появляется в процессе работы узла и связан с деформациями, как механическими, так и температурными.
Обозначение зазоров
Для обозначения зазоров в подшипниках используют следующие индексы:
- CN – зазор нормален;
- С3 – зазор превышает норму;
- С4 – зазор выше значения C3;
- С2 – зазор меньше нормы;
- С1 – зазор меньше значения C2.
Стандартом ISO предусмотрено и отсутствие обозначения зазора в маркировке продукции – это означает, что величина находится в пределах нормы. Стоит упомянуть, что точный замер зазоров подшипников можно выполнить только при помощи специального индикатора.
Применение подшипников с различными значениями зазоров
Осевые и радиальные зазоры можно использовать в целях увеличения эффективности и надежности механизма. Подшипники с уменьшенным зазором отлично подходят для повышения жесткости в разных направлениях – радиальном и осевом. Эта группа продукции находит применение в скоростных узлах, а также в случаях, когда в процессе эксплуатации наружное кольцо нагревается сильнее внутреннего. Изделия с увеличенным зазором рекомендуются для случаев, когда наоборот, происходит нагрев внутреннего кольца. Такие подшипники отлично показали себя при использовании в условиях высоких динамических нагрузок. Нормальный зазор идеален при небольших различиях рабочих температур колец, при небольших нагрузках и относительно малых скоростях вращения.