В судостроении подшипники качения и скольжения используются в десятках разных машин и механизмов. Опоры качения присутствуют в силовых агрегатах и устройствах отбора мощности, в редукторах, подруливающем оборудовании, в лебедках и насосах. Из-за специфики устройства и эксплуатации плавсредств, доступ к многим подшипникам затруднен, поэтому их ремонт или замена сопряжены с серьезными трудозатратами и финансовыми расходами.
Близок тот час, когда подшипники, использующиеся в турбореактивных двигателях самолетов, будут смазываться… воздухом. Об этом заявляют ученые и конструкторы Московского энергетического института, работающие над созданием лепестковых газодинамических подшипников.
Современные машины рассчитаны на долгие годы интенсивной эксплуатации. Особенно это касается авиации, военной техники и атомной энергетики. Самолет, тягач или танк, которым исполнилось 30-40 лет, при надлежащем обслуживании, могут эксплуатироваться без ограничений, но с каждым годом поддерживать такую технику в рабочем состоянии все сложнее и сложнее из-за отсутствия оригинальных запчастей.
Подшипники качения – это очень востребованная продукция, без которой не обходится ни одна отрасль человеческой деятельности. Поэтому не удивительно, что эти детали активно подделываются безымянными производителями и даже кустарными цехами. Если в мире сегодня насчитывается несколько сотен официальных подшипниковых брендов, то число «серых» производителей исчисляется тысячами.
Механизмы, работающие в условиях постоянных или периодических вибраций, укомплектовывают опорами вращения в специальном исполнении. Такие подшипники предназначены для эксплуатации при высоких показателях вибрации, неравномерно распределенных ударных нагрузках, оборотах с частой сменой частоты вращения.
Современное оборудование нередко предъявляет к опорам валов повышенные требования, которые невозможно удовлетворить, используя принцип качения или скольжения. Поэтому в узлах вращения, где валы вращаются с очень высокой частотой или там, где нужно полностью исключить вибрации, применяют магнитные подшипники.
Далеко не во всех случаях сталь является лучшим материалом для изготовления деталей подшипников. Иногда особые условия эксплуатации опор качения выдвигают повышенные требования к их элементам и тогда производители используют неметаллические материалы, например, нитрид кремния (Si3N4). Тела качения, изготовленные из этого вещества, помещенные в кольца из металлических сплавов, могут служить дольше, а также без проблем выдерживают высокие частоты вращения.
В основе большинства механизмов лежит привод, крутящий момент от которого передается к рабочему механизму посредством вала. Эта часть трансмиссии может иметь значительную протяженность и нередко требуется ее сопряжение с другими валами, как соосными, так и расположенными под разными углами.